Но не все из них можно заряжать от USB и прикуривателя - многие будут работать только от вольтовой розетки... На этот случай давно придуманы автомобильные инверторы - давайте разберемся, как они устроены, какими свойствами должны обладать и где пределы их возможностей. Все больше электронных и электрических устройств, приборов и инструментов, ранее привязанных к розетке, становятся беспроводными. Но эра беспроводных технологий еще не наступила полностью, и огромный парк приборов по-прежнему в значительной степени зависит от питания или зарядки от сети.

Замена этих приборов на более современную модель, чтобы они могли питаться или заряжаться в автомобиле, является одновременно и расточительством. И эта проблема не обязательно касается только устаревшего оборудования - например, любого достаточно современного аккумуляторного инструмента, такого как шуруповерт, лобзик, бензопила и так далее. В таких ситуациях может помочь автомобильный инвертор - устройство, преобразующее постоянный ток напряжением 12 вольт в переменный с напряжением вольт и традиционной для квартиры двухрозеточной розеткой.

В некоторых автомобилях такое устройство является стандартным - оно встроено под обшивку, а розетка выведена на улицу в салон или багажник. Если такой возможности нет, приобрести преобразователь напряжения несложно. <Инверторы малой мощности могут быть выполнены либо в виде большого "адаптера", подключаемого прямо в прикуриватель, либо в виде цилиндра размером с банку газировки в подстаканнике, с кабелем в тот же прикуриватель. Такой формат очень удобен, но существенно ограничен мощностью - в первом варианте она обычно не превышает одного ватта, во втором - хотя может быть и больше, в зависимости от наглости производителя!

Охлаждение в таких гаджетах обычно естественное, безвентиляторное. Корпуса - надежные, пластиковые. Более мощные инверторы поставляются в прямоугольных алюминиевых корпусах с ребрами радиатора и вентиляторами на выдув. Как правило, модели мощностью менее ватта еще имеют шнур прикуривателя и иногда даже могут быть без вентилятора, но более мощные идут с проводами "крокодил" для подключения непосредственно к клеммам аккумулятора под капотом и с эффективной дующей системой охлаждения. <Отход от простого подключения к прикуривателю к не очень простому и непрактичному для вождения соединению типа "крокодил" связан с тем, что предохранитель в цепи прикуривателя на большинстве автомобилей не превышает 15 ампер. При таком потреблении тока инвертор не может выдать более двухсот ватт, чтобы предохранитель не перегорел. Даже более мощные модели преобразователей напряжения фактически ограничены только емкостью аккумулятора и генератора среднего автомобиля.

В продаже имеются инверторы мощностью до 1 киловатта и даже выше. Давайте рассмотрим взаимосвязь мощности и емкости более подробно! Мощность и нагрузка Мы не хотим слишком глубоко вникать в эффективность этих преобразователей, поскольку она достаточно высока, и для простоты будем считать, что мощность, записанная на шасси, одинаково связана как с подводимой нагрузкой, так и с током, потребляемым от автомобильной батареи.

От самых компактных устройств мощностью менее ватта, к которым относятся встроенные обычные инверторы, можно запитать лучшее зарядное устройство для ноутбука и то при не очень мощном аккумуляторе, мощное зарядное устройство для планшета, электробритву - если вы много времени проводите в машине, домашний фумигатор, чтобы выгнать перед сном из салона комаров, и тому подобные слабомощные мелочи. У инверторов с ваттной мощностью диапазон доступных для питания устройств шире, но не радикально.

У инверторов с ваттной мощностью диапазон доступных для питания устройств шире, но не радикально.

Практически ни один ваттный электроинструмент не может работать с инвертором, который подключается к прикуривателю: Самый маленький "токарный станок" обычно требует как минимум ватт мощности, дрель - ватт, и так далее. Дрель запустится, если достаточно плавно нажать на ее кнопку, но при малейшей нагрузке от сверления на инвертор сработает защита... С мощностью под ватт инвертора можно запитать, например, дешевую орбитальную эксцентриковую шлифовальную машину - в принципе, это полезная опция для тех, кто хочет отполировать кузов, но не имеет гаража с розеткой!

или многофункциональную мини-шлифмашинку, позволяющую работать с маленькими сверлами, заусенцами, борами, крошечными отрезными и шлифовальными кругами, что иногда очень полезно при ремонте автомобиля. А вот инверторы мощностью от одного ватта и выше уже значительно расширяют автономность водителя. Их можно использовать для питания самых разнообразных и относительно мощных электроинструментов в полевых условиях - главное, не забывать запускать мотор, чтобы избежать быстрого разряда батареи.

И помните главное, что многие мощные электроприборы, особенно с двигателями, имеют кратковременный пусковой ток в 1,5-2 раза больше рабочего. И инвертор должен быть рассчитан на такой запас! Что позволяют инверторы мощностью ватт, ватт, ватт и выше? Можно подумать, что с ними автомобиль превращается в электростанцию, способную питать огромную "кофемолку" с миллиметровым диском, небольшую тепловую пушку, полноценный пылесос и многое другое, но, увы, это не так... Главный ограничивающий фактор - мощность генератора автомобиля!

Такой большой ток невозможно безопасно и долго передавать через точечный контакт клемм "крокодил", и многие генераторы при такой нагрузке будут работать на пределе, что совсем не хорошо. Это относится не только к генераторам с максимальным выходным током 90 ампер, но и к более мощным. Со временем ухудшается теплопередача выпрямительных диодов, запрессованных в мост, увеличивается сопротивление в месте контакта, и при больших токах, не превышающих, однако, допустимого предела, мост перегревается и приближается его выход из строя.

Это еще более справедливо для особо мощных преобразователей! Для непрерывного и надежного электроснабжения от инвертора, подключенного к аккумулятору автомобиля, лучше всего подходит мощность приборов и инструментов в один ватт - остальное зарезервировано для пусковых токов. Защита от перегрузки Очень важной особенностью любого инвертора является наличие качественной защиты от перегрузки на выходе. <Подключение нагрузки с пусковым током, превышающим номинальный рабочий ток, может сжечь сам инвертор или, как минимум, перегореть предохранитель прикуривателя в блоке предохранителей автомобиля. Слабомощная шлифовальная машинка потребляет ватт или больше при включении на секунду, и даже маломощное зарядное устройство для ноутбука при включении в розетку генерирует кратковременный стартовый импульс высокого тока с искрой и громким щелкающим звуком.

Дешевые инверторы имеют рудиментарный предохранитель внутри штекера прикуривателя для защиты от чрезмерно мощных нагрузок, и его замена в случае перегорания - мучительное и не всегда простое дело.

Так что защита должна быть электронной и относительно "умной" - инвертор должен кратковременно выдерживать пиковые перегрузки для запуска электроприборов и электроинструмента с большими пусковыми токами, а при основательной перегрузке инвертор выключается и с небольшой задержкой автоматически включается снова. Но при покупке на Aliexpress и не только тип защиты, алгоритм ее работы и адекватность срабатывания понять перед покупкой сложно - описание не всегда отражает действительность, а отзывы неточны... Остается полагаться на много-много подробных отзывов от людей, разбирающихся в электричестве, или просто надеяться на удачу... Доработка инструмента для работы с инвертором Часто бывает так, что ваш инвертор по заявленному току подходит для устройства, которое планируется включить через него, а на самом деле пост

Такая ситуация часто наблюдается при реализации такой распространенной прикладной задачи, как включение в поле "кофемолки"... Если ваша "шлифмашинка" или другой инструмент не имеет кнопки со степенью зависимости скорости нажатия, позволяющей запускать инструмент плавно, без броска тока, то устройство плавного пуска можно сделать своими руками. Для этого потребуется универсальный модуль плавного пуска, который можно купить и легко встроить практически в любое устройство за десять минут.

Этот модуль выглядит как маленькая коробочка с двумя проводами и подключается к любому концу двух шнуров питания электроприбора, либо внутри корпуса, либо даже снаружи корпуса!

Если у вас есть инвертор, вы можете установить его туда же. Знаете старую шутку: "Может ли вольтовая батарейка убить человека? Да, но только если она упадет со шкафа ему на голову...". Увы, вольты в инверторе так же опасны, как и вольты в бытовой розетке. Инвертор категорически нельзя брать в руки и включать мокрыми руками, а, памятуя о тотально китайском и безымянном происхождении большинства этих гаджетов, крайне желательно проверить утечку тока на корпусе, если в вашей модели он металлический. <Подключите к только что купленному инвертору мультиметр в качестве вольтметра переменного тока: по одному к каждому из выходных гнезд и одно к корпусу; на зубцах тестера не должно быть напряжения!

Навигация

Comments

  1. Я извиняюсь, но, по-моему, Вы не правы. Предлагаю это обсудить. Пишите мне в PM, поговорим.


Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *