Первый - из Царства Небесного, другой - из Рима. Площадь Святого Петра символизирует безусловное духовное единство, выраженное в архитектурных формах. С высоты птичьего полета она также похожа то ли на огромную замочную скважину, то ли на еще один ключ. Однако, справедливости ради, площадь Сан-Пьетро - это не одна, а 3 площади: Retta - "прямая". Obliqua - "наклонная". Rusticucci - в честь дворца, принадлежавшего семье Рустикуччи.

Стрелообразная прямая Виа делла Консилиасьоне, проходящая от замка Сант-Анджело до Ватикана в годах, усиливает эффект. Собор доминирует над улицей, перекрывая весь горизонт. Похожие на обелиски фонари по обе стороны улицы соединяются в единую колоннаду и ведут к настоящему обелиску на площади.

Но по мере нашего приближения купол собора вдруг начинает, шаг за шагом, "заваливаться". И вскоре полностью исчезает за фасадом... Дорога к площади Святого Петра в Риме Как все начиналось В начале новой эры вместо площади и собора - между холмом Ватикан и холмом Яникул - были сады и цирк Нерона.

Считается, что именно на его арене были казнены апостолы Петр и Павел. В середине I века в цирке был установлен обелиск высотой 25,5 метров, привезенный из Египта в 40-х годах, при Калигуле. Подобных обелисков в Риме было много, но только римляне считали, что обелиски символизируют возрождение и власть, а иероглифы на их гранях - тайные магические формулы. К IV веку, времени постройки первого собора Святого Петра, на месте будущей площади и бывшего цирка появился огромный некрополь.

После возведения базилики обширная наклонная эспланада перед ней была очищена от построек и могил, где запрещались любые строительные работы. Эспланада использовалась для массовых гуляний во время христианских праздников. В плохие погодные дни поверхность площади превращалась в непроходимое болото. Это, наряду с полуразрушенной базиликой, было "неподобающим" для Святого Престола.

В том же году был использован обелиск из цирка Нерона, до тех пор находившийся у южной стены храма. Папа Сикст V освятил его, освободив от "языческой скверны", о чем свидетельствуют надписи на его гранях. Он также приказал перенести его на площадь Сан-Пьетро. Позолоченная сфера, которая до этого времени украшала вершину обелиска и, как считалось, содержала останки Юлия Цезаря, была заменена крестом с частицей Святого Креста из Иерусалима. Императорские останки, кстати, так и не были найдены в шаре.

Для того чтобы переместить тонный обелиск на площадь Святого Петра в Ватикане, потребовалось 40 деревянных досок, 40 лебедок и усилия рабочих и лошадей. Руководил работой архитектор Доменико Фонтана. Под страхом смерти росоглазым мужчинам, пришедшим посмотреть на вольное "представление", было запрещено даже шептаться.

В какой-то момент канаты лебедок едва не лопнули, и только своевременный крик Бенедетто Брески, капитана Санремо - "Воду на канаты! Бреска не был казнен, но был щедро вознагражден привилегией поставлять пальмовые ветви для Вербного воскресенья. До сих пор в центре Сан-Ремо есть площадь, названная в честь смекалистого капитана. Гений иллюзий барокко Середина века. Перед Лоренцо Бернини, выигравшим конкурс папы Александра VII на проект площади, стояла невыполнимая задача: как объединить в архитектурное целое собор с парадным фасадом по проекту Карло Мадерны, фонтан и сам обелиск, а также старый вход в Апостольский дворец?

Большие высоты тоже никто не отменял. Но для гения не существует преград, если он мастерски использует опыт не менее гениальных предшественников и современников. Возведение собора Святого Петра Возведение происходило в годах. Пьяцца Ретта Микеланджело послужила примером для трапециевидной части у собора, а изучение работ Декарта по оптике помогло Бернини окончательно прояснить остальные недоразумения.

Лестница собора была удалена, чтобы уменьшить перепад высот на 4 метра. Поверх нового настила были построены две галереи и новая лестница длиной один метр, последняя ступенька которой находилась точно на уровне основания обелиска.

Такое расположение создает издалека иллюзию, что эта часть площади имеет правильную форму квадрата. Продолжением правой галереи, ведущей к Апостольскому дворцу, является Scala Regia, знаменитая парадная лестница, сужающаяся в высоту.

Эллипсоидная колоннада из двух полукругов площади Облика, в целом традиционная для барокко, была повернута на 90 градусов так, чтобы длинная поперечная ось располагалась параллельно фасаду, а не перпендикулярно. Ритмическое чередование фонтана, обелиска и другого фонтана, построенного Бернини после работы Мадерна, ясно показывает зрителю, что это эллипс. Но глаз, привыкший к четкому горизонтальному расстоянию, тем не менее видит круг.

На булыжниках сампьетрино, темных порфировых камнях, которым дала свое название площадь Святого Петра в римском Ватикане, есть и другие отметки. От обелиска, выполняющего роль гномона солнечных часов, лучами расходятся линии, указывающие на стороны света. Полуденные метки можно найти между обелиском и фонтаном с правой стороны, обращенной к собору. Он является его "преддверием" и был построен на месте ряда дворцов, которые были снесены.

Для того, чтобы можно было увидеть собор во всей его полноте. Свой окончательный вид он приобрел к середине века, во время строительства улицы via della Conciliazione.

Навигация

Comments

  1. Интересно сделано. Почти за душу берёт, заставляет смеяться над остальной блогосферой. Но несовсем полно тема обозрена. Где об этом почитать подробно? С уважением, спамобот :)


Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *