Либеральное движение в России в эпоху Александра 2 - основные тезисы Однако было немало людей, недовольных половинчатым, незавершенным характером этих реформ. <Этих людей называли либеральной оппозицией императору Александру. Слово "либерализм" появилось в Европе в XVIII веке. Оно происходит от слова "liberales", что означает "свободный". Кто такие либералы Либералами в Европе на протяжении веков, да и сегодня, называли и называют людей, главной целью политической борьбы которых является обеспечение прав и свобод человека. В России в первой половине XIX века слово "либерал" было практически ругательством. Дело в том, что Николай I в молодости был достаточно серьезно напуган декабристами, а все революции в Европе в середине 19 века проходили под лозунгом либерализма.

Поэтому не было лучшей возможности настроить императора против кого-либо, чем назвать этого человека либералом. Реформа года своим половинчатым характером вызвала недовольство не только крестьян, но и значительной части прогрессивно настроенного дворянства. Многие дворяне стали обращаться к царю или выступать на местных губернских дворянских собраниях с просьбой изменить порядок проведения реформ.

Самой известной акцией такого плана, стало выступление в декабре года тверских дворян во главе с бывшим маршалом дворянства - Алексеем Михайловичем Унковским. За позицию, которую Унковский занял по крестьянскому вопросу, его не только сняли с должности, но и запретили заниматься крестьянским вопросом вообще.

Но положения этого документа были почти революционными. Представьте себе, сами дворяне настаивали на создании абсолютно равной для всех сословий системы, отмене сословных привилегий дворянства, создании независимого суда и даже наделении крестьян землей. Именно здесь стало ясно, кто был либералом, а кто нет.

Император Александр 2, который сам вроде бы призывал дворян к освобождению крестьян и казался таким сторонником прогресса в развитии России по европейскому пути, приказал репрессировать этих дворян. Правда, вскоре они были освобождены, но, тем не менее, оставались под надзором. А Унковский за свои радикальные идеи был даже сослан в Вятку. Другие либералы, видя такую реакцию властей, боялись открыто выступать против правительства, даже с самыми благими намерениями.

Группы либералов стали группироваться вокруг довольно небольшого количества журналов, которые начали выходить в эти годы. Своеобразным центром политической борьбы, рупором либералов стал журнал "Вестник Европы".

Журнал был центром политической борьбы, рупором либералов.

Периодическое издание с таким названием уже выходило в России с по год, но было закрыто по требованию Николая I, который боялся любых проявлений оппозиции. Журнал публиковал острые политические материалы. В журнале публиковались такие известные ученые, как: Сеченов, Константин Тимирязев, публиковались произведения Толстого, Островского, Гончарова. А в годы 19 века даже работы Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Один из самых острых и едких русских сатириков. Самая влиятельная газета в России на протяжении 20 лет - "Голос", которая также объединяла наиболее активных сторонников либеральной идеи.

Либеральные идеи на короткое время объединили даже представителей славянофилов и западников двух течений, враждовавших друг с другом с 1920-х годов. Одним из проводников либеральных идей был известный славянофил Юрий Федорович Самарин. В е годы московское земство пригласило его принять участие в разработке проекта налоговой реформы.

Самарин участвовал, да еще как. Согласно выдвинутому им проекту, все имения в России должны были стать налогооблагаемыми, вернее, подлежащими налогообложению. То есть не только крестьяне и мещане должны были платить налоги в казну, но и налоговое бремя ложилось на дворянство и духовенство. Для Александра II все это было слишком радикально. Самарина, возможно, не тронули только потому, что он уехал за границу и там вскоре умер. Славянофилы продолжали считать Россию самобытной цивилизацией, но они видели, что изменения, происходящие в стране, явно к лучшему.

Новое течение в либерализме Вполне возможно, что России следовало использовать, с их точки зрения, западный опыт, коль скоро он приводил к хорошим результатам. В конце двадцатых годов либеральные настроения усилились и среди представителей земств. Возникло течение в либерализме, которое современные историки называют "земским конституционализмом". Представители этого направления требовали от Александра 2 продолжения реформ. <1> Они считали, что права земств, то есть органов местного самоуправления, должны быть расширены. Они требовали равного статуса для всех сословий, а для некоторых из них даже принятия Конституции Российской империи.

Ключевым пунктом требований земских конституционалистов, было предоставление гражданам таких свобод, как: свобода слова, свобода печати, свобода собраний.

Но Александр II, несмотря на весь либеральный пыл своего раннего царствования, явно не был готов пойти на столь серьезные уступки. Этому сильно мешала революционная активность, которая в то время уже разворачивалась в России. Таким образом, гражданские свободы, которых так жаждали представители земств, были дарованы не Александром II и даже не Александром III, а только Николаем II в год, когда он был фактически вынужден сделать это в результате первой русской революции.

У земских конституционалистов была надежда на сотрудничество с императором Александром 2, и в самом конце царствования Александра у них, кажется, была какая-то надежда. Но, как известно, надежды либералов не оправдались, и конституция или хотя бы ее подобие, которую разрабатывал Лорис-Меликов, так и не была принята в России.

Либералы пытались убедить императора и его окружение в том, что легче провести в стране постепенные преобразования, чем ждать всплеска революционных настроений. Некоторые представители либеральных кругов даже вступили в контакт с народниками, убеждая их прекратить террористические акты, чтобы принудить власти к сотрудничеству. Но, к сожалению, все их усилия оказались тщетными. Некоторые либералы хотели хотя бы возродить Земский совет, через который можно было бы попытаться повлиять на императора.

Но даже эта идея показалась Александру 2 в то время слишком радикальной. Так что, к сожалению, либеральное движение 1920-х годов не достигло тех целей, которые оно перед собой ставило. В немалой степени неудачи российского либерализма были связаны с давлением на власть другого политического течения - консерватизма.

Либеральное движение не смогло выполнить поставленные перед ним задачи.

Навигация

Comments

  1. Вы не правы. Я уверен. Давайте обсудим. Пишите мне в PM, поговорим.


Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *