Красивая статистика История "Штурмовика" Проблема бронирования самолетов не нова. Конструкторы многих стран работали над повышением боевой неуязвимости машин, решая проблему либо частичным бронированием конструкции, либо покрывая корпус броней сверху. Но в первом случае отдельные части самолета оставались незащищенными, а второй подход делал самолет тяжелее и ухудшал его летные характеристики. Перед конструкторами стояла задача создать самолет, который бы сочетал в себе отличные летные характеристики, мощное вооружение и защиту всех важных узлов машины. <1> Еще в предвоенные годы С.В. Ильюшин наметил основные задачи ВВС страны - содействие сухопутным войскам и флоту в военных действиях. Исходя из этих задач, были сформулированы основные характеристики боевых самолетов. Для поддержки армейских частей с воздуха и поражения вражеских целей самолет должен был летать на малых высотах, что подвергало его обстрелу противника. Для защиты самолета от бомбардировок его необходимо было сделать бронированным.

Для защиты самолета от бомбардировок его необходимо было сделать бронированным.

Находящиеся на вооружении штурмовики имели большую уязвимость из-за отсутствия защиты таких важных частей самолета, как двигатели, кабины пилотов, маслобензостойкие системы и снаряды.

Ильюшин обратился к правительству страны с предложением создать бронированный штурмовик, необходимость которого требовала политическая обстановка. К этому времени в году С.Ильюшин нашел решение проблемы, которое он реализовал в проекте нового самолета Ил Бронекорпус должен был стать элементом конструкции.

Ильюшин

Особо увлеченные идеей создания принципиально новой боевой машины, сотрудники ОКБ работали сверхурочно, по собственной инициативе и в сжатые сроки разработали предварительный проект бронированного штурмовика Ил. Для реализации этого проекта ОКБ обязалось подготовить самолет к ноябрю 2011 года. <Сроки были соблюдены, и самолет успешно прошел государственные испытания в октябре 2008 года. Первый опытный образец "летающего танка" поднялся в небо в октябре 2008 года. В ходе испытаний были подтверждены заявленные конструктором летно-технические характеристики ИЛ. Так был создан двухместный моноплан с обтекаемой формой корпуса и бронезащитой, встроенной в конструкцию силовой установки. Фронт остро нуждался в боевой технике, в том числе и в самолетах. Завод ответил обязательствами, которые выполнил, несмотря на трудности военного времени: эвакуацию, нехватку материалов и рабочих, отсутствие учебных пособий для летного состава.

Перед войной началось серийное производство самолетов на Воронежском авиационном заводе, который находился в начале войны в глубоком тылу. Однако в результате стремительного наступления противника завод оказался в зоне действия вражеской авиации и неоднократно подвергался бомбардировкам.

Как и многие предприятия, он подлежал эвакуации на восток. В период эвакуации и развертывания производства на новом месте выпуск машин был приостановлен. И хотя прошло чуть больше месяца, нехватка самолетов, как и другого оборудования, очень сильно сказалась на фронте. В первые военные месяцы ситуация была тяжелой. Самолеты Ил-2 несли большие потери. Отчасти это было связано с плохой подготовкой летного состава.

Самолет был новинкой, времени на его освоение не было. Кроме того, отсутствие стрелка в задней части самолета и истребительного прикрытия делало штурмовики беззащитными перед вражескими истребителями. Тактика применения самолетов в бою не была разработана. Из-за низкой скорости и низкого потолка самолеты были легкой мишенью для артиллерии противника. Не последнюю роль сыграло и производство самолетов, ориентированное, прежде всего, на количество выпущенных машин. Все эти факторы в совокупности приводили к большим потерям самолетов.

Производство и эксплуатация В процессе производства машин постоянно возникали новые проблемы. Нехватка алюминиевых профилей, вызванная эвакуацией сталелитейных заводов, поставила под угрозу производство задней части машин.

Решением стало изготовление деревянных хвостовых секций корпуса. Однако такая конструкция также была предусмотрена проектом наряду с алюминиевым вариантом. Деревянный хвост утяжелял конструкцию, ухудшал летные характеристики и повышал уязвимость самолетов в бою, но зато улучшал производство самолетов.

Ситуация не менялась до года. Возникли проблемы с водяным охлаждением двигателя - вода замерзала на морозе. Химики нашли выход, они разработали охлаждающую жидкость, так называемый антифриз, который не замерзал даже при сильных морозах. Проблема с замерзанием моторного масла была решена.

Проблема с замерзанием моторного масла была решена.

Также была организована подготовка летного и технического состава авиаполков. И многие другие задачи решались оперативно в процессе производства. Наиболее серьезные изменения в конструкции самолета связаны с возвращением к двухместному варианту. Отсутствие стрелка для прикрытия хвостовой части самолета привело к большим потерям авиационного персонала и техники в начале войны - до конца года.

Но до конца года этого не произошло. Тем временем воинские части оборудовали собственные места для воздушных стрелков.

Первые миссии первоначально выполняли техники, механики и другие специалисты по наземному обслуживанию или обслуживанию вооружения вместе с пилотами. Чтобы совместить скорость и вес машины с броней и вооружением, был разработан бронированный корпус, полностью закрывающий наиболее важные части боевой машины: двигатель, отсек экипажа и радиатор. Обшивка и каркас над ними были заменены броней.

Сразу же самолет был рассчитан на двух членов экипажа - пилота и воздушного стрелка. Однако позже от наводчика отказались, посчитав, что броня обеспечит защиту от выстрелов. Отказ от кабины стрелка улучшил эксплуатационные параметры самолета - уменьшились размеры и масса корпуса, а за счет размещения дополнительного топливного бака вместо второй кабины увеличились скорость и дальность полета. <В результате доработок Ил-2 был превращен в одноместный низкоплан с одним двигателем и комбинированной конструкцией, выполненной из металлических и деревянных деталей. Фотографии Ил-2 представлены ниже. Оперение штурмовика также было комбинированным - на деревянный киль устанавливались стабилизаторы из алюминия.

Крыло состояло из одного двигателя и деревянного крыла.

Крыло состояло из центрального крыла, элеронов и закрылков, а также двух деревянных консолей, прикрепленных к центральному крылу. В центральном крыле находился бомбоотсек и ниши для шасси, а также для размещения стрелкового вооружения самолета. <Шасси было трехпропеллерным, с третьим колесом в хвостовой части. Штурмовик оснащался двигателем АМ с жидкостным водяным охлаждением и тягой л. Двигатель с водяным охлаждением не совсем подходил для боевой машины, подвергавшейся бомбардировкам - повреждение радиатора в бою приводило к перегреву и остановке двигателя. Во избежание повреждений радиатор был размещен внутри бронированного корпуса самолета. Пневматическая система управляла запуском двигателя, шасси и закрылками. Ручное управление шасси было доступно в экстренных случаях. <К концу года моторостроительные предприятия разработали новый двигатель АМС с форсажной камерой мощностью л. Мощность нового двигателя АМС обеспечивала бомбовую нагрузку до 1 кг и повышала его летные возможности, приближаясь к возможностям одноместного варианта. <Для улучшения характеристик устойчивости самолета крылу штурмовика вернули стреловидную форму от первоначального проекта. В процессе производства Ил-2 в конструкцию были внесены следующие изменения: над головой летчика, над двигателем и задним топливным баком была установлена дополнительная броня толщиной мм; усилены стойки шасси; усилен хвост самолета в деревянном исполнении; увеличен объем заднего топливного бака; установлены пылевые фильтры на воздухозаборниках двигателя; установлена система заполнения топливных баков инертным газом; установлена система, предотвращающая утечку масла при отрицательной силе g в полете; установлены подвесные баки со вспомогательными топливными баками.

Они имели меньший вес и оставались герметичными при попадании снарядов. Улучшение характеристик самолета и качества брони было достигнуто за счет использования более мощной авиационной пушки.

Новый штурмовик Ил появился в компоновке с таким двигателем. Технические характеристики Ил-2 обоих вариантов приведены в таблицах.

Навигация

Comments

  1. блог - это всего лишь часть жизни, и когда нет времени писать в блог - значит все время уходит на другие, не менее приятные дела.


Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *