Воспитание подростка Как заставить подростка следовать вашим правилам. Воспитание подростка 13 Апр Татьяна Никитина, психолог: Нужно ли наказывать Считается, что самые эффективные наказания всегда основаны на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения.

Самые эффективные наказания всегда основаны на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения.

Но времена, когда детей шлепали за плохое поведение в конце недели или били коленями в горох, к счастью, ушли в прошлое. Постепенно после розги исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что исчезнут оскорбительные пощечины, обидные шлепки и унизительные слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях. Но мало какая семья вырастила ребенка, который к подростковому возрасту вообще не нуждается в наказании, и ему достаточно просто поговорить по душам.

Так же как мало подростков, которые не врут или почти не врут, следят за порядком в своей комнате, пропускают школу только с согласия мамы-папы, вовремя приходят домой и не заставляют родителей волноваться из-за того, что "у абонента выключен аппарат...". Как мы должны реагировать, чтобы проступок подростка не повторился? Можно ли избежать наказания? А если наказывать, то как избежать обиды, психологической травмы и просто ухудшения отношений с подростком?

Есть семьи, где взрослые используют тип воспитания, называемый в педагогике "сотрудничеством". Родители не пытаются опекать ребенка, а скорее поддерживают его во всех сферах, особенно эмоционально. <Ребенку предоставляется достаточно самостоятельности, но взрослый всегда рядом, готовый вовремя помочь, поддержать, успокоить, объяснить. Членов таких семей объединяют общие ценности и традиции, они чувствуют эмоциональную потребность друг в друге. Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают подросткового возраста, проблемы наказания, как правило, не существует. <Достаточно разговора, разъяснения и осознания вины. Но в большинстве семей, и особенно в тех, где используются такие стили воспитания, как авторитаризм или гиперродительство, или и то, и другое, или где ребенок рос в условиях противоречивых указаний от разных членов семьи, возникают проблемы с осознанием вины и пониманием между родителями и детьми.

И поэтому единственный способ, которым родители могут добиться желаемого поведения, - это система контроля и ограничений, другими словами, наказаний. Конечно, есть выбор.

Есть выбор.

Если вы не хотите наказывать, не наказывайте. Повторяйте сто раз, делайте все для ребенка сами, надейтесь, что с возрастом это пройдет, объясняйте и разговаривайте по душам до бесконечности. Действительно, что вам трудно убрать беспорядок в его комнате? Ведь это не в первый раз, правда? Не чистит зубы? Не моет волосы? Ничего, влюбитесь - и эта проблема исчезнет. Прогуливает школу? Это его дело! Не можете же вы, наконец, бросить свою работу и повсюду сопровождать его.

Пришло время взять ответственность за себя. Этот стиль воспитания иногда называют "вседозволенным", но он разрешен. Да, родители закрывают глаза на многие нежелательные формы поведения своих подрастающих детей. И надеются, что с возрастом все изменится само собой. Не всегда это заканчивается чем-то плохим Приходит время, неорганизованные подростки вдруг меняются, перестают опаздывать, начинают проявлять внимание к домашним делам.

Такие изменения обычно происходят, когда подросток действительно берет на себя ответственность за собственное поведение, и часто совпадают с появлением собственной цели, а не навязанной родителями.

Возможно, подросток просто не успевает сделать все, что в его силах.

Или подросток, "переросший" свои протесты, вдруг становится ближе к родителям на какой-то почве. Но есть подростки, с которыми опасно применять "разрешительный" стиль воспитания. По классификации известного психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с выраженными чертами неустойчивого, интенсивного аффективного и демонстративного характера.

С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их несоблюдение. А еще есть проступки, на которые не могут не реагировать даже самые продвинутые родители, например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков.

Существуют проступки, на которые не могут не реагировать даже самые продвинутые родители.

Как наказывать Не существует универсального рецепта "правильного наказания", который бы подходил для семьи с любой системой ценностей и ребенка с любым типом характера. То, что работает в одних случаях, бесполезно в других. Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть предельно ясна подростку.

Правила и санкции за их несоблюдение должны быть прозрачными, недвусмысленными и известными заранее. Итак, если подростковый возраст вашего ребенка проходит не очень хорошо, найти общий язык кажется невозможным, и вы постоянно сталкиваетесь с неприятным поведением, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил. Внутрисемейные правила поведения - это своего рода правила дорожного движения.

В правилах дорожного движения четко прописано, что разрешено, что запрещено, а также наказание за несоблюдение. Если бы не правила дорожного движения, на дорогах царил бы хаос. Хаос начинает царить в некоторых семьях, где есть трудный подросток, противоречивые указания родителей, но нет набора четких и однозначных правил поведения Если в семье нет уважения друг к другу, а ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить его подчиняться правилам нелегко.

Нередко подросток просто учится обходить систему правил, не попадать в неприятности, проказничать и так далее. Тем не менее, имеет смысл сделать правила четкими. Реакция подростков на внутрисемейные правила во многом похожа на реакцию водителей на правила дорожного движения.

Есть водители, которые соблюдают правила дорожного движения и очень редко их нарушают, поэтому их редко штрафуют. Эти водители внутренне согласны с правилами и считают их достаточно справедливыми или боятся санкций, что тоже не редкость.

Другие водители не считают все правила справедливыми и не всегда готовы их соблюдать, но они "принимают правила игры" - то есть соглашаются на штрафные санкции, если их поймают на нарушении. А есть водители, которые не хотят принимать правила игры и считают себя избранной группой тех, кто может делать то, что другие не могут. Здесь они используют всевозможные ключи, мигалки и прочие атрибуты исключительности. Нечто подобное есть и в поведении некоторых подростков, которые способны на невероятные ухищрения, чтобы вести себя так, как считают нужным.

Но даже для них наличие правил является некоторым сдерживающим фактором. Вот последовательность шагов, которые важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно и что вашему ребенку действительно нужны "рамки".

Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяют свести на нет игнорирование установленных вами правил. Сначала составьте список правил, которые вы хотите, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, позже вы захотите дополнить их или пересмотреть, но пока изложите основные положения. Разъяснение Разъясните свои требования. Ваш ребенок должен быть конкретным.

Например: Неправильно: "Никаких поздних прогулок.

Навигация

Comments

  1. НЕ могу вам не поверить :)


Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *